МОЕ СЕЛО ВЧЕРА И СЕГОДНЯ
На северо-востоке
Тамбовской области у впадения речушки Барсучка в реку Кашма расположено село Осино-Гай.
По материалам Центрального Государственного Архива Древних Актов (ЦГАДА) «Деревня
Осиновые Гаи была основана на землях по реке Кашма в Залесском Стане Шацкого уезда».
18 марта
1702 года Петром I был
издан указ: «...козаки и люди всея их... в Рязанские земли... Залесский Стан, Шацкого
уезда... определить место им Богословское, обозвав его и впредь Осино-Гай ... веру
сохранить или по желанию их перекрестить в православных... препятствий не чинить...»
(Копия указа хранится в школьном музее.)
Свое название деревня получила по-видимому
от близлежащей речушки Барсучка или Осино-Гаи. Но есть и другая версия - раньше
здесь были осиновые леса (гай в переводе на русский язык означает лес), так что
название деревни могло произойти именно от осинового леса. Когда была основана деревня,
люди начали заниматься земледелием и выкорчевывать леса для пашен. Пахотные площади
постоянно расширялись, и от бывших осиновых лесов до наших дней остались кое-где
небольшие осиновые околки. Здесь тучные черноземные почвы. Они давали обильный урожай
зерновых, овощных, технических, бахчевых культур. А лес был осиновый, в основном
дровяной, мешал людям заниматься земледелием, вот почему от него ничего и не осталось.
В 1715 году в деревне была построена деревянная
церковь Иоанна Богослова и теперь деревня стала называться село Богословское (Осиновые
Гаи тож) (По материалам Государственного Архива Тамбовской области. ГАТО). Церковь
не сохранилась до наших дней. Она сгорела ориентировочно в 1870 году. В 1875 году
была построена новая церковь, получившая имя Знамения Божией Матери, которая действует
и по сегодняшний день и является очагом духовного просвещения жителей не только
своего села, но и значительной округи. В книге В. Кученковой «Святыни Тамбовской
Епархии» есть такие строки: «Из сооружений XIX
века следует отметить Знаменскую церковь
в селе Осино-Гаи».
В документах Ревизской Сказки 1719 года сказано:
«...Залесский Стан Шацкого уезда ... сельцо Осино-Гаи, Богословское тож... заселено
однодворцами и мелкими помещиками...»
В 1745
году по документам 2-ой Ревизии «... село Богословское, Осино - Гаи тож... 437 мужских
душ, среди них 312 однодворцев, дворовых и крепостных 125».
Во время
генерального межевания земель Тамбовской губернии в 1782 году село составляло одну
земельную дачу с сельцом Никольское и двумя хуторами, основанными для скотоводства,
всего было 263 двора с населением 1325 человек мужчин и 1384 человека женщин.
В селе
проживали государственные крестьяне. Только сельцо Никольское было владением помещиков
Самородовых, там жили крепостные крестьяне. В сельце было 115 дворов, в которых
проживало 1328 крепостных крестьян. Только после отмены крепостного права в 1861
году крепостные крестьяне сельца перешли в разряд государственных (копии всех документов
хранятся в архиве музея).
В дополнительных
Сказках однодворцев о прописных, рожденных, умерших и прибывших, поданных в Шацкую
канцелярию переписи душ в 1722 году, содержатся сведения о населении села:
1. О
покупке крестьян.
У Ивана
Филипповича Полянского прибылой Петр Онуфриев восьми лет, куплен в Шацком уезде
в Залесском стане в селе Архангельском.
2. О
наличии наемных работников.
У богословского
попа Абакума Осипова «наемный работник», Филипп Максимов, 35 лет, пришел из Ряжского
уезда из слободы Бараново.
У однодворца
Ивана Балашова «наемный работник» Сысуй Петров, 12 лет, пришел из Ряжского уезда
села Дубровки в 1721 году. У драгунского сына Евстигнея Гавриловича Свиридова «наемный
работник», Мартин Алферов, 30 лет, казачий сын, пришел к нему из Ряжского уезда
села Победного в 1722 году.
3. Об
отдаче крестьян в приданое.
У отставного
драгуна Алексея Ефремовича Павлова - Корней Емельянов, 30 лет; у него братья-Иван,
17 лет и Гавриила 9 лет по приданству переведены из Рязанского уезда из деревни
Дурова в пошлом 1721 году.
У драгуна
Тита Антипова дворовые Николай Афанасьев 60 лет, его сын Павел двух лет, по приданству
переведены из Ряжского уезда села Дубровки в 1721 году.
4. О
передаче крестьян из других местностей.
У Абрама
Нефедовича Кузьмина прибылые Игнат - 9 лет, Иван -7лет,Филимоновы дети, пришли
из Ряжского уезда из села Богородицкое в 1722 году.
У Фомы
Романовича Грудцына - Петр Данилов 8 лет, пришел из Ряжского уезда из села Палатевка
в 1722 году.
5. О
национальном составе населения.
У Филиппа
Степановича Кожаринова - поляки Андрей Ермолов 50 лет, у него брат Алексей Ермолов
30 лет, пришли в 1722 году в село Богословское из Ряжского уезда.
Богатые
черноземные почвы стали привлекать все больше пришлых людей в село. Местные же жители,
полюбив свое село, оставались в нем, так увеличивалось население. Село растет и
ширится. Появляются новые поселки и деревеньки. Так в 1816 году в документах Ревизской
Сказки упоминается деревня Павловка Осиногаёвской волости Кирсановского уезда. «В
ней проживали в шести домах однодворцы мужского пола 24 человека, женского - 23, в
том числе Павловы Семен, Антон, Петр. Соседовы Родион, Кондрат, Онуфрий (ГАТО Ф.12,
Оп 1, Д. 1152, Л 512 - 515).
Из этого
же документа мы узнаем, что село стало уже волостным. К середине XIX века в селе уже
насчитывалось более 840 дворов с населением более 6 500 человек (Историко-статистическое
описание Тамбовской Епархии).
Большинство населения занималось земледелием
и скотоводством. Выращивали озимую пшеницу и рожь, яровые - ячмень, овес, пшеницу,
просо, горох, чечевицу; технические - подсолнечник, коноплю, лен, свеклу; овощные,
и бахчевые культуры. Наряду с земледелием и скотоводством развивались и ремесла:
гончарное, кузнечное, обувная, бондарное, скорнячное. Занималось население и переработкой
продукции. В селе действовало две крупорушки, две маслобойни, пять чесок, шесть
ветряных мельниц и две водяные, до десятка кирпичных заводов. Широко было развито
ткачество, вязание, рукоделие.
(Текст пропущен - М.Т.) …мужского населения
6,7%, а среди женского 0,02%, На 1 тысячу жителей приходилось 7 учеников. Для ведения
хозяйства этого было крайне недостаточно. Сельское общество проявляло инициативу
для развития грамотности в селе. В 1847 году была построена первая школа. В «Сборнике
материалов и сведений по народному образованию Тамбовской губернии за 1900 год»
имеются следующие сведения об основании Осино - Гаевской школы Кирсановского уезда:
«Осино - Гаевская школа, собственное здание построено для школы в 1847 году на средства
сельского общества, деревянное, на каменном фундаменте, одноэтажное, две классные
комнаты и комнаты для учителя. Площадь первой классной комнаты 53,75 квадратных
аршина; второй - 30,75 квадратных аршин. Площадь квартиры для учителя 40 квадратных
аршин. Школа ведомства Министерства народного просвещения». В школе обучалось 59
учеников, в основном это были дети из зажиточных семей. Преподавание вели в основном
священник, псаломщик, дьякон.
Позже
появляются другие школы. Со строительством церкви одновременно велось и строительство
церковно-приходской школы. Здесь давалось образование большинству детей сельских
жителей. Здание церковно-приходской школы сохранилось, и в настоящее время там проходят
занятия Воскресной школы Знаменской церкви.
Церковь сыграла большую роль для развития
грамотности в селе. Хотя преимущественно изучались дисциплины религиозного направления
и преподавание велось служителями церкви, в селе увеличивалось количество грамотных
людей, умеющих не только читать и писать, но и считать, вести хозяйственные расчеты.
Через село проезжало много различных людей, которые приносили с собой новые веяния
времени, новые взгляды на жизнь, хозяйственное и государственное устройство. Конечно,
как и по всей России, в нашем селе происходило расслоение населения. Появились зажиточные
люди, которых устраивал существующий строй, и они всячески старались его сохранить.
Они занимали руководящие посты в волостном управлении, которое они использовали
в своих корыстных целях. Строили себе дома в живописных, наиболее привлекательных
местах. Так в селе появляются имения Самородовых, Сивковых, Листоровых и других.
Свои усадьбы они строили на лучших землях, усадьбы были окружены садами с прудами,
часть из которых, хотя и в одичавшем состоянии, сохранилась до наших дней. Богатые
люди нанимали работников, прислугу, выплачивая им в основном «куском хлеба», оставшемся
от обеда, да обносками одежды. Беднякам было деться некуда, вот и вынуждены они
были идти на поклон к кулаку, который как будто оказывал им милость, беря на работу
к себе. Для присмотра за своим хозяйством и своими детьми богачи брали батраками
детей и подростков. Этот путь прошли многие дети села из бедняцких многодетных семей.
Такой путь прошел наш земляк Герой Советского
Союза Степан Николаевич Перекальский. Когда ему шел девятый год, он вынужден был
зарабатывать себе кусок хлеба сам, так как семья была бедняцкая и многодетная. Он
пошел батрачить на кулака Сивкова, который жил в своем поместье недалеко от Перекальских.
У Сивкова был огромный сад, водяная мельница. Рукава от водяной мельницы пересекали
сад в нескольких направлениях, и маленький Степан должен был охранять сад от таких
же мальчишек, как и он сам. За сорванное яблоко его строго наказывали, наказывали
и за потоптанную траву. Наш музей располагает богатым материалом о жизни и подвигах
этого замечательного человека.
А село росло. К началу 20 века здесь уже
насчитывалось более 12 тысяч человек. По пятницам в волостном селе устраивались
ярмарки, где можно было купить все. Съезжалось много купцов, коробейников из округи.
Ярмарка была праздником для жителей, отдушиной в трудной, беспросветной жизни трудового
населения.
Революция 1905-1907 годов особых изменений
не внесла в жизнь и быт крестьян. Она обошла стороной село. Вблизи не было больших
городов и промышленных центров. Но шли годы и черной тучей надвигалась Первая Мировая
война, принесшая много горя и страданий жителям села. Рекрутами отправлялись молодые
парни, да и взрослые мужчины из бедняцких семей. Большинство из них не вернулось
с войны, многие из вернувшихся были искалечены. Трудными дорогами Первой Мировой
войны прошел бедняк Вендин Моисей Гаврилович. Вернулся с войны, награжденный двумя
Георгиевским Крестами, но без ноги. По «царской милости» ему выделен был рой пчел.
Так и вел он свое «хозяйство» до последних дней своей жизни. Таких людей было много
в селе, но, к сожалению, нет их теперь в живых, и мы знаем о них только по рассказам
старожилов. По-разному жители восприняли войну. Но, видимо, она как-то отразилась
и на более зажиточном сословии сельчан. Богачи понимали нависающую угрозу над ними
и старались сглаживать свои отношения с бедняками. Прогрессивную роль сыграла и
церковь. Большую разъяснительную работу проводил настоятель нашей церкви Петр Иванович
Космодемьянский - добрейший человек, честный, справедливый, благородный, прослуживший
в нашем храме к тому времени уже более десятка лет - дедушка Героев Советского Союза
Зои и Александра Космодемьянских. Прихожане глубоко уважали его, помнили его проповеди
и призывы, верили ему. Это, возможно, послужило тому, что установление Советской
власти в селе проходило мирно, не было вооруженных столкновений. Многие из зажиточных
людей к тому времени уже обосновались в городах. Их прельщала более светская жизнь,
чем однообразный быт в глубинном селе. Но все же Гражданская война наложила свой
отпечаток на село. В этот период сокращается производство зерна, рушатся мельницы,
кирпичные заводы, маслобойни. Часть населения отправлена на фронт. И тем не менее
в селе было достаточно продовольственного и фуражного зерна. Село полностью выполняло
обязательства по поставке зерна, сена и других сельскохозяйственных заготовок перед
государством. Снаряжало полностью своих новобранцев. Активных боевых действий в
селе не было. Иногда заезжали сюда отдельные группы бандитов, но они большого влияния
на население не оказывали. Своими действиями они только противопоставляли себя населению.
В этот период часть молодых людей возвращается с фронта, неся с собой передовое,
прогрессивное веяние времени. Боевой дух коммунистов в армии не прошел бесследно,
и вернувшаяся молодежь начинает создавать свои первые комсомольские ячейки. Среди
первых членов Российского Коммунистического союза молодежи были Филатов Филипп Васильевич,
Рубцов Алексей Николаевич, Давыдов Никита Лаврентьевич и многие другие. Они стали
активно вовлекать в молодежную организацию своих товарищей. Вскоре организация уже
представляла собой крепкую ячейку, способную своими действиями противостоять верхушке
волостного начальства. Члены ячейки и сочувствующие им приняли участие в подавлении
мятежа в селе Васильево Пичаевского района. Но не все гладко шло в работе организации.
Ведь большинство из членов ячейки были малограмотными, крайне недоставало политграмоты.
А разобраться в сложной обстановке было не так-то просто. Возникали и сложные конфликты.
Одним из трагических событий было убийство настоятеля нашей церкви Петра Ивановича
Космодемьянского. Долгое время это убийство приписывали антоновцам, но старожилы
сейчас утверждают другое. Под видом антоновцев были переодетые устроители новой
жизни. Примиренчество отца Петра не нравилось им и они требовали от него отказаться
от старого и проповедовать только положительное о Советской власти, осуждать работу
«крепких» хозяев. Но отец Петр проводил свою линию. Он продолжал проповедовать,
как и до революции, слово Божие, призывая к повседневному труду. Недовольные его
политикой, те, кто добивался своего только грубыми выступлениями, пришли в дом к
священнику, сказав, чтобы к вечеру лошади, принадлежавшие ему, были накормлены,
напоены и оседланы для выезда. Но отец Петр ответил, что лошадей для бандитов не
готовил. Ему пригрозили расправой. Матушка Лидия спрятала отца Петра на чердаке.
Под вечер пьяная компания ворвалась снова в дом священника. Матушка сказала, что
батюшки нет дома, но ей не поверили и начали обшаривать весь дом. Нашли отца Петра
на чердаке, сбросили его оттуда, долго избивали, а затем бросили на повозку, привязали
веревками и повезли за село. По дороге отец Петр в полусознании шептал псалмы, это
наводило ужас на его мучителей, они сбивались с дороги, долго колесили по безлюдным
дорогам, но наконец приехали к поселку Прудки. Там они добили отца Петра до смерти
и бросили в пруд. Это было в начале ноября 1918 года. Только по весне, когда пруд
очистился ото льда, труп всплыл на поверхность, и жители опознали в нем своего настоятеля
церкви. Его труп, пролежав полгода в пруду, не испортился, он был восковым. Рассказывают,
что в зимний период над прудом в православные праздники слышалось духовное пение,
люди замечали на льду горящие свечи, люди ходили на то место и некоторые получали
исцеления. Но все это надо было своевременно доказывать и проверять. Одних только
рассказов недостаточно для канонизации, чтобы причислить отца Петра к лику местночтимых
святых. Отца Петра похоронили, как и многих священников за церковью за алтарем.
Теперь благодарные потомки, продолжатели его дела поставили ему памятник с надписью: «Отцу
Петру Космодемьянскому, погибшему за веру Христову». Могила отца Петра всегда в
цветах. Она является одним из памятных мест нашего села. Многочисленные экскурсии,
приезжающие в музей, всегда посещают это памятное место и отдают дань уважения дедушке
Героев Советского Союза.
В начале
двадцатых годов в силу своей малой политической грамотности допускались многочисленные
перегибы в комитетах бедноты. Некоторые нерадивые хозяева совершенно переставали
работать, требуя, чтобы их обеспечивали всем необходимым те, кто работал постоянно
от зари до зари и этим обеспечивал свое сносное существование.
Кончилась Гражданская война. Советская власть
теперь твердо стояла на позициях проведения своей политики. Многие возвратились
домой и стали поднимать свое оскудевшее хозяйство. По-разному это делалось в семьях.
Кто-то шорничал, кто-то занялся мелкой торговлей, кто-то валял валенки и шил обувь.
Но этот труд не всем приносил хороший достаток, а все-таки как-то сводили концы
с концами. Постепенно принимало нововведения земледелие. Люди стали объединяться
в артели для совместной обработки земли. Сообща было легче. Да и в других местах
уже стали создаваться колхозы. Активисты стали пропагандировать передовое в коллективном
хозяйстве, стали агитировать всех жителей за объединение в колхозы. В 1929-1930
годах в селе было организовано 9 колхозов: «8 Марта», «1 Мая», «Ясная Поляна», «Ленинский
Прожектор», «Активист», «Комсомолец», «Имени Чкалова», «Красный Сокол», «Красный
боевик». По земельным угодьям они были невелики. В основном объединялись бедняки,
у которых не было лошадей, не было коров, инвентаря для обработки земли. А для ведения
коллективного хозяйства был необходим тягловый скот, инвентарь и другое имущество.
Необходим был семенной материал. Первыми председателями колхозов были Ивлев Прокофий
Федотович, Сидоров Василий Игнатович, Грудцын Илья Семенович, Макаров Федор Кузьмич,
Вендин Федор Андреевич и многие другие. Председатели часто менялись, так как грамотных
было не так-то много, и председателей избирали по принципу «Умеешь расписываться
и считать - будешь председателем колхоза».
Но колхозы создавались с большими нарушениями,
людей насильно заставляли вступать в колхоз, загоняли как скот. Если отказываешься
вступать в колхоз, то объявляли врагом Советской власти и раскулачивали не только
зажиточных людей, но и середняков и даже бедняков. Отбирали все, что только было
можно, оставляя детей без хлеба и тепла, лишая крова честных людей. Многие активисты
на деле показали себя не с лучшей стороны. Видя несправедливость и нарушения заведующий
избой-читальней Анатолий Петрович Космодемьянский - отец Зои и Александра Космодемьянских
- выступил на собрании актива с критикой лжеактивистов и тех, кто особенно зверствовал
при проведении такой кампании. За это выступление пострадал и он, и его семья. Ему
было предложено покинуть село. Официального документа нет. Но зимой с шестилетней
Зоей, четырехлетним Сашей и Любовью Тимофеевной, они отправляются в Сибирь, в Енисейский
округ (по современному территориальному делению это Иркутская область, Тайшетский
район, поселок Шиткино). Уже этот один факт говорит о том, что справедливости было
мало. За честно сказанное слово, за критику, которая не понравилась начальству,
свободно отправляли в ссылку, не предъявляя никаких доказательств, кроме как «ты
- поповский сын».
Приведу еще несколько примеров. В селе жила
Епихина Татьяна Степановна. С детства она была воспитана в религиозной семье и предана
Богу. Всегда молилась, ни с кем из поклонников, хотя таких было много, она не связала
своей судьбы. Так и жила у своей сестры в землянке. Тогда преследовались такие люди.
Однажды ворвались в землянку активисты, произвели обыск. Самое ценное, что они нашли,
были 1,5 килограмма пшена, которое береглось для детей сестры. Активисты высыпали
это пшено на пол, высыпали в него ведро золы, все растоптали и уладились, А на следующее
утро Татьяну Степановну арестовали и отправили в Мариинскую тюрьму, где она просидела
10 лет.
В семье
Капцовых Алексея и Анастасии было 10 детей. Дети были дружны и послушны. С раннего
утра до позднего вечера трудились в поле, старались обеспечить себя хлебом на целый
год, а по воскресеньям и православным праздникам ходили в церковь. И родители, и
дети обладали хорошими голосами и пели в церковном хоре. Старожилы говорят, что
невозможно было без слез, без содрогания слушать их пение, особенно отпевание усопших.
Семья жила довольно-таки сносно и в колхоз вступать не торопилась. Их раскулачили
как не желающих идти в колхоз и разбросали по разным местам. И только, оставшимся
в живых, после Великой Отечественной войны, а их осталось четверо, довелось встретиться
в Кирсанове, где жила младшая из дочерей - Анна (умерла в бедности в 1994 году).
Семья
Подымовых, о которой было уже сказано, державшая ямщину, добровольно отдала одну
избу под школу, где взрослых грамоте обучал Анатолий Петрович Космодемьянский (ликбез),
а также трех лошадей, но в колхоз пока не вступала, да и вступать то было некому.
Оставался один Иван с женой и дочерью, остальные братья уехали в Москву, а сестра
вышла замуж. Ивана раскулачили и отправили в тюрьму. С ним не разрешали никаких
свиданий, не говоря уже о передачах. Ведь ему в вину было поставлено и то, что он
из религиозной, чуть ли не магической семьи. Он содержался в тюрьме строгого режима.
Выполнял самую трудную и грязную работу, что конечно пагубно сказалось на его здоровье.
Только в конце 1940 года, когда он находился на грани жизни и смерти в тюремной
больнице в Братцево, сестре разрешили с ним свидание, да и то какое-то издевательское.
Его вывели на балкон второго этажа за решеткой, а сестра была внизу под балконом.
Он только помахал ей рукой, так как говорить уже был не в состоянии. Таким запомнила
его сестра, таким он остался в памяти своей единственной дочери.
Семья
Объедкова Михаила была тоже большой. Сам глава семьи занимался тем, что подшивал
валенки односельчанам, а плату брал только продуктами. Физически он работать не
мог. Жена и дети обрабатывали свой участок, тем и кормились. О колхозе подумывали,
но пока не вступили. Пришли активисты, им очень не понравилось, что в доме порядок
и разговаривают с ними (с активистами) без боязни, а как с равными. Это их разгневило.
В люльке качался младенец. Наиболее активный агитатор решил показать свою силу
и власть - выбросил малыша из люльки, сказав при этом, что все дети будут уничтожены,
если завтра не вступят в колхоз. Вступила семья в колхоз, передала все что было
необходимо, но горькая память сопровождала всю жизнь этих детей.
Были
раскулачены многие жители села только за то, что имели большой дом, хороший сельскохозяйственный
инвентарь, добрую лошадь. За то, что некоторые скупали скот и возили продавать его
в город, не говоря уже о том, что имели мельницу или кирпичный завод. Так пострадали
семьи Гордецовых, Логиновых, Рубцовых, Полянских и многих, многих других.
Такое
ведение политики сплошной коллективизации естественно негативно сказывалось на развитии
сельского хозяйства. Оно приходило в упадок. До основания была разрушена система
переработки сельскохозяйственной продукции. Обработка земли, некогда очень богатой,
проводилась примитивно, часть земель была брошена. Колхозы были маленькие. Так в
колхозе 1 Мая было всего две лошади, два вола и пять коров. Животноводческое помещение
состояло из плетневого сарая обмазанного глиной. Руководила колхозом Лаптева Агафья
Егоровна, малограмотная женщина, которая своего хозяйства никогда не вела. Конечно
и колхозникам здесь жилось плохо. Более крепкими были колхозы 8 Марта, Имени Чкалова,
Ленинский Прожектор. Эти колхозы были побольше и руководители были здесь более опытные.
Постепенно колхозы стали проводить взаимовыручку и сравниваться. Уже вскладчину
стали приобретать сельскохозяйственный инвентарь. Также могли нанять технику из
МТС. Стали готовиться более квалифицированные кадры руководителей. Это положительно
сказалось на развитии сельского хозяйства. Забывались старые обиды, веселее стало
жить, стали более добротно строить для общественного хозяйства, но грянула Великая
Отечественная война.
769 человек проводило село на фронт. 318 навсегда остались лежать в чужой земле,
сложив свои головы, защищая свое Отечество от коричневой чумы. Осиротело село. Нет
сильных мужских рук, нет смекалистого хозяина, который мог бы повести за собой,
воодушевить своим личным примером, приободрить. А вскоре стали приходить похоронки.
Вот что писала в своих воспоминаниях об этом ужасном времени старшая медсестра нашей
больницы (в то время больница была районной и пользовалась большой популярностью
в окрестных районах и близлежащих районах Пензенской области) Булыгина Анна Ивановна,
награжденная медалью «За трудовую доблесть в Великой Отечественной войне 1941-1945
гг».
«Среди ясного дня наступила тьма, страшная
гроза 22 июня 1941 года. Правительство сообщило о вероломном нападении фашистской
Германии на нашу Родину. В селе стоял страшный плач, так как почти каждая семья
провожала на фронт 1-5 человек. И все тягости, трудности легли на плечи стариков,
женщин, детей... Работали очень много, заменяли ушедших на фронт мужчин. После работы
в больнице шли работать в поле, там работали ночами. Убирали хлеб вручную. Косили,
жали, вязали, ставили копны, молотили. Ходили по селу по сбору теплых вещей для
фронта, собирали средства на строительство танковой колонны «Тамбовский колхозник»,
подписывали на заем в помощь фронту. Приходилось спать по 2-3 часа в сутки. Потом,
почти сразу стали приходить похоронки. И надо было оказывать медицинскую и материальную
помощь осиротевшим семьям. Успокоить мать, жену, чтобы она завтра смогла выйти на
работу в колхоз, ведь рабочих рук не хватало. В больнице не хватало очень много
работников. Заменяли ушедших на фронт врачей почти по всем специальностям. Больных
было очень много. Люди были ослаблены горем и непосильным трудом. Вспыхнула эпидемия
сыпного тифа. Медикаментов было крайне недостаточно и приходилось выхаживать только
народными средствами и уходом... Очень тяжело было женщинам, многие из них остались
с 3-8 детьми без мужей, без кормильцев. А детей надо было как-то обеспечить, накормить,
обуть, одеть. Женщины работали в поле с раннего утра до позднего вечера. Дети оставались
дома зачастую одни. Они как будто понимали горе всей страны, семьи, и становились
уже в детском возрасте взрослыми. Все тяготы домашних дел были на них - этих мальчишках
и девчонках в возрасте 5-10 лет. Это они ухаживали за младшими братишками и сестренками,
за домашней птицей и скотом. Копали огороды лопатами. Такими людьми можно только
гордиться. А уж женщины! Вместе с ними мы ходили на станцию Вернадовка за 30 километров за семенами для будущего урожая. Слезами и потом, кровью мозолей и простудными чирьями отмечен
этот путь. Мы не знали отдыха. Какое зерно доставали - все для детей, мололи
на ручных мельницах или парили так не размолотым, лишь бы чем-то накормить детей.
Но не падали духом, знали, что победа придет. Сколько ими пережито, выстрадано,
выплакано во имя победы. Они не носили шинелей, не были под пулями, но отдавали
самых дорогих и близких.
Жизнь была тяжела, горе входило в каждый
дом. Но жили дружно, помогали друг другу морально и материально. И все 1418 дней
и ночей жили и работали во имя победы, во имя мира. Мы жили одной жизнью, одними
мыслями. Это был слиток металла и выносливости. Как ни тяжела была жизнь - была
одна цель-победа! Горжусь своим народом, своим селом...»
До старости работала Анна Ивановна в нашей
больнице. Была операционной сестрой в послевоенные годы. Сотням, а может быть и
тысячам людей спасла она жизнь, Всегда добрая, отзывчивая, всегда готова прийти
на помощь нуждающимся людям. Нет её теперь среди нас - живущих. Но её пламенные
воспоминания постоянно призывают нас лучше трудиться, помнить о том, какою ценой
завоевано наше счастье, наша жизнь. Точнее не выскажешь, как жили в годы войны наши
земляки. Музей располагает многими такими воспоминаниями.
Отгремели раскаты страды боевой... Кончилась война. По-разному
встретили победу жители села. Была это и радость, и ликование, но у многих это
было «со слезами на глазах». Не вернулись с войны многие защитники Родины.
Отдельные семьи потеряли на войне всех мужчин. Не вернулся с войны Сгибнев
Григорий Иванович и два его старших сына, и осталась с пятью дочерьми-сиротами
его вдова Евдокия Григорьевна. Не стало в семье кормильца Сгибнева Романа
Ивановича, а его Мария Игнатьевна осталась с пятерыми малолетними сиротами. На
войне погибли Макаров Федор Кузьмич, один из первых председателей колхоза и его
сын Валентин, его вдова Варвара Максимовна лишилась ноги, но жила и воспитывала
детей. Все они выросли замечательными людьми, нашли свою верную дорогу в жизни.
С первых дней войны был на фронте один из первых комсомольцев села, один из
организаторов новой жизни в селе Кожаринов Александр Иванович, но 6 мая 1942
года он погиб, защищая Родину. Осталась в старенькой избушке с неутешными
вдовьими слезами Александра Сергеевна с двоими малышами: Нине было три года, а
Саше не было и полутора лет. И таких семей не перечесть. Но каждая вдова жила
только одной мыслью: «Как поднять малышей, как прожить, как сделать так, чтобы
дети были достойны своих отцов». Но всё выстояли вдовы, все сумели преодолеть,
не досыпая, не доедая, холодая выводили своих детей на верный путь.
В село возвращались
фронтовики. Легче стало жить некоторым семьям. В колхозах появились мужчины -
надежда и опора. В домах стал появляться хлеб, другие продукты питания. Не пухли
теперь от голода дети, тепло и уют возвращался в село. За годы войны хозяйство приходило
в упадок. Обработка земли велась плохо. Все лучшее отправлялось на фронт. Теперь
возрождалась новая жизнь. Понемногу начали богатеть колхозы. В 1946 году снова началось
богослужение в церкви. С 1939 года в церкви не было священника, и она не работала.
Теперь она стала утешителем вдовьих слез.
Колхозы оставались пока что небольшими, что
затрудняло работу. В одиночку колхоз не мог приобрести сельскохозяйственную технику
и инвентарь. В 1953 году колхозы начинают объединяться. К 1956 году в селе осталось
два колхоза: имени Зои Космодемьянской, в состав которого вошли бывшие колхозы Ясная
Поляна, 1 Мая, 8 Марта, Ленинский Прожектор и Активист; и колхоз имени Чкалова,
в состав которого вошли бывшие колхозы Красный Боевик, Красный Сокол, Комсомолец
и имени Чкалова. Но жизнь требовала нового. Более прогрессивно работали совхозы.
Государство уделяло большое внимание развитию сельского хозяйства на промышленной
основе. После расформирования Рудовского района было решено создать совхоз, присоединив
к нему еще и колхоз из села Дмитриевки. В Дмитриевке была ЛЗС (лесозащитная станция),
там была основа для создания и расширения мастерских, и поэтому центральная
усадьба совхоза разместилась там, и совхоз был назван «Дмитриевский». Это очень
пагубно сказалось на развитии села. Все посевные площади находились в нашем селе
(более 12 тысяч гектаров, а в Дмитриевке около полутора тысяч). Все кадры механизаторов
были здесь, а необходимо для ремонта техники ездить на центральную усадьбу за 15 километров. Это создавало невыносимые условия для работы. Молодежь не стала оставаться в селе, а уезжала
в города. Вот почему данный период явился периодом запустения. Но с начала семидесятых
годов в селе начали строить жилье, животноводческие помещения. В 1967 году вступило
в строй новое здание школы. В 1969 году в школе открыт музей, который быстро завоевал
признание в районе и области, стал известен за пределами области. Стало приезжать
много посетителей в музей, и это в немалой степени подталкивало к развитию социально-культурной
сферы. В 1972 году было построено много жилых домов, это стало привлекать молодежь,
и она стала оставаться в родном селе. Многое внесли в развитие села руководители
хозяйства Никифоров В.Г., Масалов В.Т. Последний из них перенес центральную усадьбу
в село Осино-Гай, и совхоз стал носить имя Зои Космодемьянской. Директор совхоза
Жабкин П.Г. приложил много усилий для развития культуры земледелия и животноводства.
Трижды за время его руководства хозяйство награждалось переходящим Красным Знаменем
ЦК КПСС, и оно оставлено на вечное хранение хозяйству (в настоящее время хранится
в школьном музее). Под руководством Жабкина П.Г. построена мастерская, Дом животноводов,
столовая, Дом культуры, детский сад, много жилья, животноводческие помещения и другие
объекты социального и культурного назначения.
Знаменательным
событием в жизни села стало празднование 70-летия со дня рождения Героя Советского
Союза Зои Космодемьянской. Этот праздник был не только областного значения. Здесь
были гости и из соседних областей. Велась большая поисковая работа по увековечению
памяти односельчан. Она приносила свои результаты. 6 мая 1995 года на центральной
площади села был открыт памятник Зои Космодемьянской и мемориал погибшим землякам.
На мраморных плитах выбиты фамилии и инициалы 318 погибших земляков. Мемориал стал
самым важным памятным местом сельчан, где жители села, потерявшие на войне родных
и близких, могут постоять у плиты в тиши парка, возложить цветы, помолиться за защитников
Отечества.
Стали
традиционными праздники, посвященные дню рождения Зои. В день 13 сентября здесь
проводится легкоатлетическая эстафета на кубок Героя Советского Союза Зои Космодемьянской,
учрежденный Гавриловским райкомом комсомола в 1986 году. Проводятся митинги, на
которых вручаются Дипломы Лауреата премии Зои Космодемьянской, учрежденной Администрацией
Гавриловского района в 1995 году. В настоящее время Диплома удостоены 83 человека.
Первым из них был Александр Космодемьянский.
Тридцать
девятый год работает школьный музей, который посетило уже более одного миллиона
человек. Едут из всех уголков России, стран ближнего зарубежья. Здесь побывали многие
руководители области и государства. Музей ведет обширную поисковую работу и переписку
более чем с 50 респондентами.
На смену старым руководителям приходит новое
поколение, поколение не знавшее войны. Но что очень отрадно осознавать, что потерявшие
на войне родных и близких, могут постоять у плиты в тиши парка, возложить цветы,
помолиться за защитников Отечества. Это благодарность старшему поколению, поколению
победителей, память о нем. Более десяти лет возглавлял СХПК имени Зои Космодемьянской
Павлов С.А., энергичный молодой человек. Это его титаническим трудом село шагнуло
в цивилизацию. За короткий срок (менее чем за год) в 1999 году в село пришло голубое
топливо. Не многие верили в это чудо, но молодой руководитель смог добиться выполнения
поставленной перед собой цели. В благодарной памяти народа он будет всегда олицетворение
доброты, заботы, стойкости и неутомимой энергии.
Преобразилась наша школа под руководством
молодого, энергичного директора Павловой Е.П. Она стала уютной, светлой, со вкусом
оформленной. Не мерзнут теперь дети в школе, они всегда накормлены вкусным обедом,
согреты теплотой и вниманием коллектива, пример которому подает сама руководитель.
Приезжающие к нам в музей с удивлением и завистью осматривают кабинеты, цветники,
оставляют восторженные отзывы.